Общение с окружающими, обмен мнениями, опытом, знаниями, споры о повседневном, политике – все это занимает важное место в социальных взаимоотношениях людей. Эти контакты, беседы, другие формы общения налаживаются в рабочем коллективе, в коллективах профсоюзных и партийных организаций, между соседями, в кругу знакомых, близких, друзей. Каждому в отдельности они приносят и настроение, и познания, и пользу для развития. Э
то в полной мере относится и к подростку. Ему необходимы отношения со многими людьми, чтобы познавать себя, самоутверждаться, чтобы обогащаться духовно, учиться спорить, в общении с другими обретать уверенность в себе. Среди всех этих разносторонних контактов отношения со сверстниками занимают особое место.
Сегодня подросток настойчиво ищет контактов с другими юношами и девочками, с группой, с коллективами. Они собираются у своего дома, в просторном вестибюле, встречаются в ближайшем сквере, на остановках автобуса, иногда с радиоприемником, магнитофоном или без них, но всегда увлеченные живой беседой. Каждому хочется высказаться о чем-то своем, своих переживаниях, проблемах, мыслях, узнать что-то новое, интересное от других. А иногда просто побеседовать друг с другом, как это делают женщины в магазине или мужчины за игрой в скат. Кому-то хотелось бы избавиться от своих забот, которые доставляет учеба, семейные отношения. Подросток с облегчением убеждается, что и другим приходится так же нелегко, как и ему. Он охотно принимает сочувствие и поддержку. Никому не хочется остаться на отшибе, каждый желает внимания, серьезного отношения к себе и признания.
Подростки иногда прямо-таки состязаются между собой в желании перещеголять друг друга своими знаниями, умением, силой, смелостью, опытом. А от этого недалеко уже и до воображения, хвастовства. Говорить так со взрослыми не хватило бы смелости, там лучше поостеречься, ведь чувствуешь в глубине души, когда зашел слишком далеко. Взрослые не поймут, не выслушают, урезонят, а то и упрекнут. В кругу же ровесников, как правило, к слову другого не так «прицениваются», многое часто принимается без обид. Грубоватый в своих выражениях, подросток приучается воспринимать такое же и от других. Но он в то же время очень чувствителен, тонко разбирается, где истина, а где фальшь.
Попробуем войти в особое положение подростка: на юношей и девушек в этом возрасте обрушивается масса впечатлений, они сталкиваются с множеством вопросов, они открывают для себя новые познания и новое восприятие. Для нас, взрослых, уже многое стало привычным: у нас за плечами годы трудовой и общественной деятельности, мы нашли свое прочное место в жизни, у нас сложились свои интересы, возник круг друзей. А подросток только приступает к поискам своего места в жизни. И помочь ему в этом могли бы учителя, воспитатели, родители, взрослые. Для этого у них есть все возможности: знания, жизненный опыт, мировоззрение, кругозор. Одного лишь им недостает: возраста подростка, его непосредственного восприятия жизни в конкретной ситуации.
Поэтому мы, взрослые, должны рассматривать общение нашего сына или дочери с подругой, другом, со сверстниками как непременное условие для полноценного развития их личности на пути к зрелости. И нас не может не волновать, если у наших детей, кроме нас, никого больше нет, если у них нет друзей, «компаньонов», если они избегают ровесников и их самих избегают.
Родители должны постараться изучить друзей своих детей, а не только знать их в лицо. Речь идет, прежде всего, об их характере, привычках, мышлении, манерах поведения, их индивидуальности. Мы должны видеть глубже, наблюдая молодого человека в его развитии, исследуя причины его самовыражения и поведения. И пусть нам не всегда сподручно, но будем держать двери дома и свои сердца широко открытыми для друзей своих детей.
Автор: Владимир Екимов
Интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»
|