Нынешний год объявлен годом усыновления, а следующий — будет посвящен молодежи. Кому, как не нашим законодателям — народным депутатам, членам Комитета Верховной Рады по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма лучше всего знать о проблемах, с которыми регулярно сталкиваются украинские детишки и их родители. Об этом и многом другом — наша беседа с народным депутатом, возглавляющим подкомитет молодежной политики, семьи и детства Екатериной Лукьяновой.
— Скажите, а что, собственно, входит в обязанности вашего профильного комитета ВР?
— Комитет по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма — один из самых небольших в Верховной Раде (в него входит всего 11 народных депутатов. — Авт.), но объем работы, который нам приходится выполнять, в действительности огромен. В наши обязанности входит разработка законов, касающихся не только воспитания и оздоровления украинских детишек, но и частично образования, спорта, туризма, а также досуга детей и молодежи. И дело здесь не только в количестве вопросов, которые входят в нашу компетенцию, а скорее в качестве самой работы. Ведь законотворчество предполагает огромную ответственность. Заботясь о подрастающем поколении сейчас, мы в прямом смысле этого слова отвечаем за будущее всего нашего государства. Поскольку от благополучия наших детей, из которых вырастают политики, президенты, ученые и, конечно же, родители, напрямую зависит благосостояние Украины через 15—20 лет.
— Какой вопрос на данный момент, с вашей точки зрения, можно назвать наиболее болезненным?
— На мой взгляд, к таким вопросам относится теперешняя ситуация с оздоровлением подрастающего поколения. В последнее время наши политики во главе с президентом Украины все больше стали говорить о повышении статуса украинской армии, об увеличении ее финансирования. Правильно ли это, не берусь судить, но одно я знаю точно: идти в строй будущих солдат некому. Большинство наших парней, согласно выводам медиков, по состоянию здоровья попросту не пригодны к службе в армии. Несмотря на это, мы продолжаем планомерно уничтожать последнее, что у нас осталось от советских времен — бывшие пионерские, а теперь детские оздоровительные лагеря, в которых раньше ребятишки массово проходили плановое оздоровление. Если уж всемирно известный «Артек» переживает не лучшие времена, то что говорить об остальных лагерях? А все из-за отсутствия должного государственного финансирования. На реконструкцию «Артека» с 2005-го по 2007 годы государством было перечислено всего 22 тысячи гривен, что вдвое меньше обещанной суммы. Восполнять финансовые пробелы администрации детского оздоровительного учреждения приходилось за счет кредитов коммерческих банков, что привело к кредиторской задолженности, которая на 1 апреля 2006 года составляла 60,4 млн. гривен. Чтобы выйти из этой тупиковой ситуации, администрация лагеря решила прибегнуть к коммерческой реализации путевок. Согласно статистическим данным, с реформацией статей Государственного бюджета Украины в 2007 году количество бюджетных путевок уменьшилось почти на 45% и составило 6316. А этим летом за счет государства смогли оздоровиться только 3 тыс. 370 ребятишек, что на 70, 5% (!) меньше, чем в 2006 году. Конечно, не все родители могут себе позволить купить в турагентстве путевку в «Артек» за шесть-восемь тысяч гривен.
— Но «Артек» далеко не единственный лагерь, который поставлен государством перед выбором — выживать или умирать.
— Безусловно. Пожалуй, самое бедственное положение сегодня у «Молодой гвардии», детского оздоровительного лагеря некогда всесоюзного значения, в котором отдыхало и воспитывалось не одно поколение граждан Украины. И это при том, что вопрос о его реконструкции стоит уже довольно давно и остро. Практически лагерь не видел ремонта еще со времен Советского Союза. Его запущенная территория и ветхие здания сегодня представляют собой жалкое зрелище. О чем вообще говорить, если в лагере нет даже газа. Администрация «Молодой гвардии» который год просит у государства выделить на газификацию лагеря 10 млн. гривен. Но даже эту небольшую сумму наше правительство не в состоянии перечислить. К тому же только выделением этих средств делу не поможешь. Я уже устала просить у работников Министерства финансов составить для рассмотрения комитета план развития и реконструкции лагеря «Молодая гвардия». Как говорится в таких случаях, обещанного три года ждут…
Вообще в Украине, к сожалению, все так делается. Нет у нас ни четкого плана развития государства, ни какой-то единой стратегии. То есть все наши политики, парламент, президент и правительство что-то обещают, делают, изначально не понимая, зачем и для чего. В последнее время ситуация усложнилась еще и тем, что народным избранникам, авторам законопроектов попросту не дают работать. Представьте себе, на то, чтобы только вникнуть в суть вопросов, касающихся детей и молодежи, мне необходимо было потратить не менее полугода. Думаю, приблизительно такой же срок нужен каждому новоиспеченному депутату. Если учесть, что срок «живучести» нашего парламента в последнее время не превышает года, то в среднем на полноценную работу в законотворческой сфере каждому депутату отводится около пяти-шести месяцев. А после очередного роспуска Верховной Рады на место старого депутата в большинстве случаев приходит новый, которому опять приходится вникать в суть проблем. Поэтому даже на так называемом законодательном уровне, притом в любой сфере, говорить о последовательной работе чрезвычайно сложно. Но как бы там ни было, мы продолжаем активно работать.
— Какие законопроекты относительно детей и молодежи приняты нынешней Верховной Радой?
— Я считаю большим достижением наших предшественников — народных депутатов предыдущего созыва — принятие закона о выплате материальной помощи матерям при рождении ребенка. Правда, жизнь заставляет нас вносить в него определенные коррективы, прежде всего, относительно регулярности выплат, а также их размера. Теперь при рождении первого ребенка государство обязуется выплатить помощь в размере 12240 гривен. В течение первого месяца – 4 тыс. 800 гривен, остаток суммы – ежемесячно в течение года равными частями. При рождении второго ребенка матерям полагаются 25 тысяч гривен: в течение первого месяца – 4 тыс. 840 гривен, остаток денег – равными частями на протяжении 24 месяцев. Помощь на третьего ребенка составляет 50 тысяч гривен. В течение месяца – пять тысяч гривен. На воспитание ребенка мать ежемесячно будет получать 1250 гривен в течение 36 месяцев.
Также мы внесли ясность в вопрос, когда прекращается финансирование: в случае лишения получателя родительских прав, отобрания у него ребенка (без лишения родительских прав), перевода сына или дочери на полное государственное содержание, отмены решения об усыновлении или признания его недействительным, доказательств нецелевого использования средств, выделенных на ребенка, его смерти или смерти самого получателя помощи.
Такие изменения к данному закону были приняты, чтобы пресечь попытки недобросовестных граждан превратить деторождение в доходную статью своего семейного бюджета.
— Предусмотрены ли государственные выплаты семьям, усыновившим ребенка?
— Безусловно. В этом году президент Украины в своем законопроекте даже предложил значительно увеличить пособия усыновителям, в результате чего помощь этой категории населения превысила бы по своим размерам сумму выплат матерям, родившим и воспитывающим своего ребенка. Но я считаю, что такое предложение несовместимо с нашими реалиями. Мне кажется, целесообразнее финансово поддерживать именно матерей, родивших ребенка. Возможно, тогда количество брошенных ребятишек уменьшится. К счастью, мое мнение приняли во внимание члены всего комитета ВР. В итоге законопроект президента был принят частично и с поправками.
Кстати, в этом году руководством страны поставлена задача не только популяризировать среди украинцев усыновление детей-сирот, но и закрыть большую часть детских домов, интернатов, альтернативой которым должны стать дома семейного типа. Я считаю, это прекрасно, что дети-сироты смогут воспитываться в полноценной семье. Вот только не стоит торопиться с ликвидацией домов ребенка и других подобных учреждений. Необходимо все делать постепенно. Украинцы усыновляют детей-сирот пока не слишком часто. И если сейчас ликвидировать интернаты и детские дома, то переводить из роддома брошенных матерями младенцев будет некуда.
Вообще при принятии любых законопроектов в сфере усыновления необходимо быть предельно внимательными и осторожными. Особенно, если речь идет о популяризации усыновления. Финансово поощряя такой вид опеки над ребенком, мы не должны допустить того, чтобы усыновление превратилось в обычный бизнес, где деньги играют главную роль…
— Вам известны такие случаи?
— Как-то на одном из обсуждений результатов программы усыновления кто-то из соцработников начал воспевать родителей, усыновивших 12 (!) детей, больных ДЦП. Я лично знаю семью, в которой родители воспитывают одного малыша с таким сложнейшим заболеванием. Скажу честно, то, что им приходится испытывать и переживать, круглосуточно ухаживая за ребенком, передать словами трудно. Как-то в разговоре эта мама призналась, что ей самой уже необходима помощь психолога. А тут, представьте себе, у молодых родителей на воспитании 12 больных деток… Хорошо ли им там живется? Вопрос спорный…
— А как быть с теми детьми, у которых есть папа и мама, но они решили развестись, втягивая при этом в свой бурный бракоразводный процесс ребенка?
— Как раз тут ярче всего проявляется наша моральная ущербность. Зачастую материальные потребности — деньги, движимое и недвижимое имущество — становятся решающим фактором в войне между бывшими супругами, которые при дележе квартиры, машины и бизнеса готовы шантажировать друг друга ребенком, лишь бы урвать большую часть нажитого добра. А все потому, что в Украине утрачен авторитет отца. По сути, в нашем государстве существует матриархат, но в какой-то извращенной форме, потому что главным приоритетом в украинском обществе стала не семья, не родственные связи, а… деньги.
Показательно, что наши женщины сегодня предпочитают браку статус матери-одиночки. И это при живом отце своего ребенка! А делают это следующим образом: мужчина обращается в суд, заявляя, что он не является отцом своего сына или дочери. Его заявление поддерживает и женщина. После этого суд вправе удовлетворить требования отца, признав женщину матерью-одиночкой. В результате она приобретает не только пособие на ребенка, но и полную свободу действий. Я не хочу осуждать этих женщин, поскольку жизнь диктует им свои правила. Но как назвать мужчин, которые добровольно отказываются от отцовства? А тут еще говорят о поднятии статуса украинской армии. Да кто же туда служить-то пойдет? Мужчины, которые добровольно отказываются от своих же детей? Сомневаюсь. Кроме того, не бомбами и танками должна славиться Украина, а крепкими семьями и здоровыми детьми.
Автор: Александра ТИМОЩУК
Источник: http://www.zn.ua