Отплачивают дети за то, что взрослые их многому учат и тратят на это время и силы, очарованием чистоты, непосредственности. И тоже учат старших искренности, милосердию и демократизму.
"Дяденька, а вы - дурак? " - серьезно, без злобы спросит герой повести Веры Пановой "Сережа" солидного мужчину, который сыграл с ним действительно дурацкую шутку. И своим вопросом объяснит матери истинную цену "солидности" надутого собственной спесью глупца. "А король-то голый! " - закричит другой мальчишка и откроет глаза целому королевству. "Устами младенца глаголет истина", - признает и народная мудрость. Пусть родители нередко сердятся на "недипломатичность" ребятишек, даже наказывают за то, что они "не умеют себя вести", т. е. притворяться, как был наказан и пановский Сережа, но ведь благодаря им взрослые и прозревают, возвращаются к здравому смыслу, которого лишаются порой под влиянием массового гипноза, вроде того, что овладел людьми в сказке Андерсена "Наряд короля".
У Толстого есть рассказ-притча "Сила детства". Толстой предлагает читателю осмыслить такую ситуацию. Народ победил в борьбе с ненавистной ему властью, идет охота за самыми главными притеснителями - городовыми. Один из них попал в руки разъяренной толпы. Страсти накалены до предела: готовится самосуд, предотвратить который не в состоянии даже разумные предложения - предать городового в руки правосудия. В это время в толпе раздается крик ребенка, сына этого человека. Ребенок еще не понимает всего, что происходит, но чувствует: отцу грозит страшная опасность. Отец старается успокоить мальчика, уверяет его, что это он с приятелями идет вместе и скоро вернется домой. Затем он просит окружающих его людей подтвердить его слова и проводить ребенка до дому. Когда мальчика увели, городовой сказал: теперь делайте со мной что хотите. И те же люди, что минуту назад были полны жажды справедливой мести, вдруг заколебались. Раздались сначала неуверенные возгласы о помиловании, а потом крики, столь же решительные: "Отпустить его! " Толпа, счастливая своим милосердием, радости но кричала и пела.
Сила детства в том и заключается, что она пробуждает чувства добрые. От скольких падений, глупостей, грубостей, лжи, несправедливости спасли взрослых детские глаза, полные доверия и участия. "Постыдился бы (постыдилась бы) ребенка! "- восклицают нередко родители, обращаясь друг к другу, когда все средства воздействия на зарвавшуюся "половину" бывают исчерпаны. И действительно приходят в себя, стыдятся. И, сами того не замечая, возносят собственное дитя в ранг нравственного судьи, хранителя и зеркала семейной чести и совести.
Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают не только нравственные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полезные привычки. В любой сфере труда и досуга требуется лишь какая-то часть наших свойств, способностей, качеств. Где-то нужен наш ум, где-то руки, где-то ловкость, где-то чуткость и т. D. Но только ребенку нужна вся личность родителя, без остатка: и ум, и руки, и сила, и доброта, и выражение глаз, и интонации, даже родной запах ребенку дорог и важен. А уж о пристрастиях, деловых увлечениях, интеллектуальных и физических занятиях особо говорить не приходится.
Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают и взрослых в свои занятия. И тем самым не дают родителям обрасти жирком, спасают от профессиональной ограниченности. Приходится молодым папам и мамам тратить время на долгие прогулки, путешествия в лес, в парк, куда иначе они не нашли бы возможности (или - охоты) выбраться. Во время таких прогулок дети требуют разъяснений по вопросам, которыми взрослые уже давно не интересуются. К примеру: Отчего муравьишка такой маленький, а тащит большую ветку? Откуда у него силы берутся, если у него нету мышц? А действительно, откуда? - задумываются родители и идут в библиотеку, ищут объяснения. К примеру, одна любознательная девчушка открыла своему отцу-художнику многокрасочный мир бабочек, стрекоз, всяких козявок и букашек, которых он раньше хоть и видел, но не замечал. Теперь же он всерьез увлекся энтомологией. В других семьях мама вместе с сыном или дочерью начинает изучать музыкальную грамоту, пытается рисовать, а то и шить (это надо для уроков домоводства). А папа заражается конструированием, увлекается филателией.
Все эти занятия и память встряхивают, освежают давно забытые знания, и новыми сведениями нас обогащают. Так что, помогая детям, а потом внукам подниматься по ступеням школьной программы, родители одновременно не дают и себе замшеть в традиционных представлениях, о мире. И еще. В таких случаях, хочется или нет, дети каждого из взрослых превращают в учителей и учеников одновременно: старшие учат их, учатся вместе с ними, учатся у них. |