На улице мокрый снег, сыро, грязно. Хорошо одетая молодая женщина с красивой аккуратной девочкой лет семи-восьми идет не торопясь. Перед ними бабушка с корзиной. Вдруг старушка поскользнулась, упала, все, что было в корзине, вывалилось, и девочка, не теряя ни минуты, бросилась помогать бабушке и собирать покупки. Одно яблоко положила в корзину, другое. И вдруг приветливая, ласковая мать зло дергает ее за руку: "Пошли, Наташа, опоздаем! "А когда немного отошли, добавила: "Не видишь, грязь какая? Новое пальто хочешь испортить?! "
Девочка поспешила за матерью, но все время оглядывалась: "Она старенькая, а стареньким надо помогать! ". Эти слова не раз повторяла ее родная бабушка. Чем же мама так недовольна?
Почему-то издавна считается, что в семье воспитывают родители, а дети - воспитываются. А между тем, воспитание, это, прежде всего, общение, а значит, процесс двусторонний. Первый урок, который дают нам дети (конечно, тем, кто способен его усвоить), что наши слова и наши поступки не должны противоречить друг другу. Наше собственное поведение - самый лучший пример для воспитания. А когда уже сделал что-то не то - имей мужество признать это и немедленно исправить ошибку.
Рассмотрим общепринятые нормы поведения (малую этику). Уже в них проявляются и честь, и совесть, и добро, и зло. Первые уроки малой этики человек получает, конечно же, в семье.
Всегда быть чистым, аккуратным человек должен не только для себя. Неаакуратный человек высказывает неуважение к окружающим. А вот привычку быть аккуратным - следить за чистотой тела, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой - воспитывают родители. Время, когда имеет смысл прививать ребенку первые навыки культурного поведения, лучше всего пдскажет начало той или иной посильной работы, которую малыш желаает выполнить сам. В 3-4 года дети обычно начинают сами одеваться и раздеваться. Значит, в это время и надо их учить аккуратно складывать одежду. Еще раньше - убирать за собойц игрушки, книжки, картинки, умываться, чистить зубы.
Первое, что необходимо - быть примером для детей. Если мы будем лениться чистить зубы, то и ребенок, глядя на нас, будет думать, что это необязательно, и наши воспитательсикие усилия сойдут на нет. Нужно нам самим иметь хорошие привычки и стараться, чтоб дети их замечали. Можно как бы случайно заметить: "Сейчас, маленький, я только почищу зубы" или "Подожди минутку, я только повешу костюм". Конечно, когда ребенок только начинает сам умываться, нужно проверить, сухие ли у него рукава, умеет ли он пользоваться мылом, вытираться. Помочь вначале. А потом, через пару месяцев, умение закрепиться и станет привычкой. То же самое можно скзаать и о всех бытовых привычках. Если родители аккуратные, любят порядок, то и у детей появится привычка все класть на свои места, убирать за собой и блюсти чистоту.
А когда дети хуже, чем мы бы того хотели, - значит, мы в чем то хуже, чем думаем о себе. А стоит задуматься, где мы не были столь требовательны по отношению к самим себе. Следует помнить, что наши дети воспитываются и дома, и в детском саду. Поэтому нужно следить, чтобы линия воспитания была общей. Если ребенок привык в детском садике убирать за собой игрушки, одеваться, убирать постель, правильно держать вилку и ложку, то не следует дома (из-за выходного или просто потому, что вам все равно) позволять ей бросать кровать неубранной, садиться к столу с грязными руками. |