На первом году жизни ребенок овладевает многими навыками, связанными с перемещением тела в пространстве: к четырем месяцам поворачивается на бок, к пяти — на живот; в шесть месяцев может поворачиваться с живота на спину, а с семи-восьми начинает ползать. К восьми месяцам он самостоятельно садится, встает, опускается; к девяти начинает переступать, придерживаясь за опору: за стол, стул, переходя от одного предмета к другому. В то же время он продолжает много ползать. В десять месяцев он может стоять самостоятельно. К году дети, как правило, делают первые самостоятельные шаги. Так, ребенок овладевает движениями лишь в том случае, когда созданы необходимые для этого условия. Если большую часть времени он проводит в кроватке, его не учат ползать, не стимулируют двигательную активность: сажают в подушках или у другой опоры еще до того, как он научится садиться сам, — овладение движениями может идти с опозданием.
Имеет ли значение запоздалое развитие движений? Безусловно, имеет, так как общая двигательная активность и способность ребенка к перемещению в пространстве тесно связаны и с состоянием его здоровья, и с его психическим развитием. В самом деле, чем больше ребенок передвигается, тем с большим количеством предметов он сталкивается, расширяется его ориентировка в окружающем, накапливаются впечатления и знания о свойствах предметов; это основа его умственного развития. Если малыш может подползти и взять приглянувшуюся игрушку или встать, чтобы достать ее с барьера, он меньше зависим от взрослого, реже плачет, чаще радуется.
Что же необходимо для своевременного формирования у детей движений? По отношению к самому маленькому ребенку — создание условий, благоприятствующих формированию того или иного навыка. Так, трех-, четырехнедельного младенца полезно класть на несколько минут на животик перед кормлением и перед сном. Это способствует овладению навыком удерживания головки. По мере того как ребенок становится старше, он может на животе лежать более продолжительное время и постепенно привыкает во время бодрствования находиться в такой позе.
Поворачиваться со спинки на животик и подползать ребенку легче, если он лежит не на матраце, а на чем-то более твердом, в манеже или в кроватке, приспособленной под манеж (для этого матрац заменяют листом фанеры, обернутым фланелью). Если же сам малыш не делает попытки повернуться на бочок (между четырьмя и пятью месяцами), ему надо помочь: показывая игрушку и отводя ее в сторону, побуждать повернуться на бочок, а затем на животик. Если этого окажется недостаточно, слегка потянуть за ручку и помочь закинуть ножку за ножку.
Шестимесячного ребенка надо стимулировать к ползанию: поставить перед ним игрушку, и если он сам не попытается ползти, слегка подтолкнуть ладонью, приставленной к его ступням. В семь-восемь месяцев малышу надо предоставить возможность свободно ползать на специально отведенной (и утепленной!) части пола. И еще раз несколько слов предостережения: нельзя сажать ребенка, еще не умеющего самостоятельно садиться. Детям обычно нравится такая поза, и главным образом тем из них, кто не приучен лежать на животе, так как в таком положении удобнее, чем лежа на спине, наблюдать окружающее. Если в группе есть дети, которых дома приучили бодрствовать сидя, педагог принимает все меры, чтобы восполнить недостатки воспитания: помещает на время бодрствования в манеж и побуждает к ползанию, переползанию через специальное бревно и т. п.
Развитию двигательных навыков у детей первого года жизни способствуют массаж и гимнастика.
Автор: Л.И.Каплан, "Посеешь привычку - пожнешь характер", М., 1980. |