Поведение младенца зависит как от наследственных факторов и воспитания, так и от его собственной активности. Если хотя бы один из этих компонентов влияет отрицательно, в психическом развитии и поведении ребенка могут возникнуть нарушения. В большинстве случаев они объясняются не органическими причинами, а педагогическими ошибками взрослых.
Негативные эмоциональные состояния возникают у детей из-за нарушенного режима дня, неожиданных изменений в привычном порядке жизни. Родители часто недооценивают этот фактор, а ведь именно от правильного чередования периодов сна и бодрствования, кормлений и купания, прогулок зависят нормальное развитие и хорошее самочувствие младенца. Если ребенок вовремя не поел и не лег спать, он капризничает и плачет. Малыш будет нервничать и в том случае, когда плохо выспался или долго не мог заснуть из-за излишнего перевозбуждения в течение дня. Неправильный уход также может вызвать раздражение и недовольство детей. Например, ребенка слишком туго обмотали одеялом, пеленками или одели в слишком теплую одежду; он слишком долго находился в коляске и нуждается в свободе передвижений; ребенок мокрый, вспотел или замерз.
Много хлопот предоставляет родителям малыш, который во время купания или переодевания кричит, дергается, сопротивляется, как может. А родители и не догадываются, что это результат их собственных ошибок. Ребенок плачет при купании, если приобрел неприятный опыт в этом занятии, например, его мыли слишком горячей водой или мыло щипало глаза. Малыш будет сопротивляться и при одевании, если раньше его дергали за ручки, трясли или случайно ущипнули, когда застегивали кнопки или пуговицы. Поэтому родители должны точно соблюдать правила ухода за ребенком.
Когда малыша кормят насильно, выказывая при этом нетерпение, он тоже будет сопротивляться всеми силами, выкручивая головку, стискивая губки, выплевывая пищу, а иногда и рвать. Совершенно недопустимо зажимать малышу носик, чтобы он (наконец-то) открыл ротик во время еды. Это грубое насилие приводит к серьезным психофизическим нарушениям. Потерю аппетита и другие защитные реакции могут вызвать обусловленные невниманием и поспешностью следующие воспитательные ошибки: ребенку дают или слишком горячую, или слишком холодную пищу, перекармливают его, кладут в ротик переполненную ложечку, чересчур быстро подносят следующую порцию, когда он еще и предыдущую не проглотил, кричат на него, торопят, заставляют есть.
Однако ошибкой является и чрезмерное развлечение детей во время еды. Получается, что вместо того, чтобы спокойно обедать, завтракать или ужинать, ребенок постоянно переключает внимание с одного предмета на другой, не замечая, как ложечка попадает ему в ротик. Нужно постараться выработать хорошие привычки во время еды, научить малыша концентрироваться именно на этой деятельности, потому что она должна приносить ему удовольствие и в детстве, и позже. Родителям, прежде чем упрекать детей в плохом поведении во время кормления, купания или одевания, необходимо хорошо проанализировать свои методы воспитания, так как именно они чаще всего становятся причиной многих детских проблем.
Типичной педагогической ошибкой является и недооценка взрослыми потребности ребенка в тишине и покое. Если младенца часто вынимают из кроватки, чтобы показать гостям, качают, развлекают, громко восхищаются, он пугается, излишне возбуждается, плачет так, что его трудно бывает успокоить. Не рекомендуются визиты незнакомых людей во время кормления или перед сном. Посещения гостей выводят малыша из равновесия, а если они учащаются, могут вызвать у него потерю аппетита и сна, спровоцировать капризы и беспричинный плач. Общая раздражительность связана с избыточным шумом, громкой музыкой и мелькающими сценами телевизионной программы (вредное влияние телевизора на нервную систему и зрение ребенка доказано). Напряженная, полная конфликтов семейная атмосфера пагубно воздействует на поведение малыша, так как господствующее дома беспокойство передается ему. Ничего удивительного нет в том, что и маленький человек плачет, когда взрослые ссорятся. Ребенок будет нервничать, если мама, ухаживая за ним, слишком взволнована, а ведь он нуждается в спокойной заботе.
Родители не всегда адекватно реагируют на раздражительность. малыша: вместо того, чтобы найти причину, его усиленно качают или дают соску. Они иногда забывают, что воспитание заключается в удовлетворении истинных потребностей младенца и выработке у него соответствующих привычек. Взрослые порой не осознают полностью, как их неверные шаги в уходе за детьми приводят к нарушениям нервной системы малышей.
Однако и чрезмерная заботливость, исполнение каждого каприза младенца, потакание ему во всех его прихотях также могут стать причиной нарушений поведения. Если ребенок получает слишком большое количество впечатлений, если ему все позволено, если его постоянно носят на руках или качают в коляске, то результатом будет не только переутомление матери, но и истощение нервной системы малыша. Он станет капризным, и мама совсем потеряет голову от отчаяния, - замкнутый круг. К данной категории воспитательных ошибок относятся и методы успокаивания детей исключительно с помощью соски. Родители дают ее ребенку, стоит только ему заплакать. И результате возникают новые осложнения, потому что соска выпадает (а это опять слезы), а позднее, когда наступит очередной период развития и эта вещь утратит свою привлекательность, малышу будет очень трудно отвыкать от нее (приблизительно во втором квартале жизни), и снова предстоят крики и протесты.
К нарушениям поведения детей приводит и слишком долгое их пребывание на руках у мамы или бабушки. Вы сами не раз наблюдали картину, когда сердобольные женщины часами просиживают с младенцем на коленях. В результате ребенок становится или апатичным, или раздражительным. Это происходит потому, что ограничена свобода движений малыша.
Баловать детей совсем не обязательно, но куда опаснее пренебрегать их желаниями и надеждами, их психическими потребностями. Недостаток сердечного контакта с родителями, ежедневных проявлений любви и заботы, обмена улыбками и ласками отрицательно скажется на дальнейшей эмоциональной жизни маленького пока еще человека. Но уже и сейчас, находясь в коляске, он остро реагирует и переживает. Сначала это выражается в жалобном плаче, затем в апатии и безразличии, а самым крайним проявлением может стать нежелание жить, и ребенок может умереть. В некоторых семьях взрослые так боятся разбаловать маленького, что он вынужден находиться в атмосфере холодного непонимания и эмоциональной глухоты.
Педагогической ошибкой является и то что родители не участвуют в играх младенца, когда он бодрствует. Малыш плохо переносит одиночество, у него еще нет игрушек, он так ждет вашего внимания. Поэтому не оставайтесь равнодушными, когда он зовет вас. Помните, что решить воспитательские "задачи" вы сможете только в том случае, когда ваше дитя окружено любовью, вниманием, необходимыми игрушками, находится в постоянном контакте с вами, самыми близкими ему людьми. Если эти условия не выполняются, психическое развитие ребенка происходит с опозданием или нарушением, и он становится печальным и пассивным. Любящие родители избегнут многих воспитательских промахов, если в своих начинаниях будут руководствоваться принципами умеренности и рассудочности. |