С полутора лет дети могут частично одеваться и раздеваться: сначала снимать с себя расшнурованную взрослым обувь, носки, шапочку. К двум с половиной годам ребенок сможет научиться снимать платье, надевать штанишки, колготы, а к трем годам полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы (кроме находящихся сзади). Приобретение этих и других навыков важно не только само по себе. Меняется вся психология малыша: он познает свои возможности и стремится приумножать умения в самообслуживании.
Вначале ребенок одевается медленно и не всегда правильно: то носок наденет наизнанку, то ботинок не на ту ногу. От взрослых требуется терпение. Порой легче одеть ребенка, чем наблюдать его неумелые действия. Но выдержка и здесь необходима, иначе у малыша укоренится привычка ждать помощи от взрослых.
Для того чтобы ребенку было легче одеться, надо уже при раздевании вывернуть носки и платье на лицевую сторону. Снимая обувь, расстегнуть или расшнуровать ее.
Отец трехлетнего Вадика принес на родительское собрание фотографии, на которых запечатлел умения сына: мальчик одевается и раздевается вполне самостоятельно. «Случается, конечно, что наденет ботинок не на ту ногу, — рассказал отец Вадика, — но мы не спешим на помощь. Пусть сам исправит. А над неудачей вместе пошутим».
Одна из родительниц — мать Сережи — поинтересовалась, не бывает ли так, что Вадик отказывается одеваться. Отец Вадика объяснил, что сын уже привык самостоятельно одеваться, и в свою очередь спросил: «А ваш малыш разве не делает этого сам?». Из рассказа выяснилось, что родители Сережи знают, какие навыки и привычки надо воспитывать у сына, но он отказывается выполнять их требования. Предложат мальчику самому одеться — он отказывается. Бабушка хочет, чтобы Сережа сам вымыл руки, а он только разбрызгивает воду. Вечером жалуется отцу, что внук ее не слушается, грозит наказанием. «Может, подрастет, тогда сам станет умываться и одеваться, — размышляет мама. — Такой уж он у нас, видно, непослушный, не как другие дети». Конечно, здесь дело не в исключительности натуры мальчика. Ему всего два с половиной года, но в воспитании уже есть большие упущения. Непослушание мальчика — следствие неправильного к нему отношения в семье, отсутствия единого подхода в воспитании; отец очень строг, мальчик подчиняется ему только из страха; бабушка добра, готова все сделать за него, а мама убеждена, что Сережа от природы непослушен, смирилась с его капризами и шалостями.
Пока Сережа еще мал, надо изменить всю систему его воспитания, и прежде всего избрать общую для всех членов семьи линию в отношениях с ребенком. В каждом конкретном случае надо найти способ, как побудить малыша выполнить то, что от него требуют взрослые: заинтересовать делом, которое ему поручается, или, например, предложить выполнить самостоятельно задание ради заманчивой перспективы, скажем, одеться, чтобы затем пойти кататься на велосипеде, при этом выразить уверенность в том, что мальчик сам справится, одобрить успехи и не спешить с помощью (допускать только действительно необходимую помощь). Родителям надо проявить твердость. Но вместе с тем очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, радуются его успехам, добры к нему.
Случается, что за непослушание принимают вполне естественную любознательность малыша, стремление познать «природу вещей». Родители, например, намереваются научить сына умываться. Но он, пораженный журчанием прозрачной струйки воды, ее прохладой и самим ее появлением из крана, вместо того, чтобы мыть руки, пытается захватить в кулачок струйку или, случайно закрыв отверстие пальчиком, вдруг устраивает фонтан. Он хохочет и уже намеренно разбрызгивает воду.
Чтобы в следующий раз его не искушал соблазн превратить умывание в забаву, дайте ему возможность поиграть с водой иным образом: налейте в тазик воды, пустите туда пластмассовых уточек, рыбок, дайте ему черпачок и пусть вдоволь насладится этой увлекательной и полезной игрой, а во время умывания шалости пресекайте.
Автор: Л.И.Каплан, "Посеешь привычку - пожнешь характер", М., 1980. |