Ваше отношение к ребенку должно измениться
Задумайтесь о своем отношении к ребенку: так ли оно изменилось, как изменился сам ребенок, или вы все еще относитесь к нему, как к младенцу? Некоторые дети привыкают к тому, что к ним относятся, как к совсем маленьким, и строят на этом отношении свое поведение; для таких детей сюсюканье - норма бытия. Если ваши отношения с ребенком застряли именно на этом уровне, поскорее вносите коррективы. Вы же не хотите вырастить ребенка под знаком инфантильности?
Практические навыки
К 4 - 5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками. Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах.
Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.
Азы общения
Ребенок дошкольного возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться.
Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор. Ребенок до 3 лет уперся бы и начал капризничать; ребенок дошкольного возраста начнет выбирать. Дошкольник уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это.
Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений. Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах; даже самые неромантические профессии прельщают его. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.
Ленивых детей нет!
Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания. Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.
Систематизация знаний ребенка
Возраст дошкольника можно назвать возрастом "интеллектуального голода". Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.
Игрушки и психическое развитие ребенка
Для малыша игрушки так же важны, как для папы - машина, рыбалка и даже работа. Собственно, игра для ребенка - это и есть работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается; нет, он работает над собой, совершенствуется: учится говорить, фантазировать... Порой он творит... Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.
Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка, и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками. Сделав такой подарок ребенку, вы, возможно, убережете от "поползновений маленького нажимателя кнопок" какую-то свою дорогостоящую аппаратуру, например, персональный компьютер.
Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.
Самостоятельности тоже можно научиться
Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.
Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один. Потом вы выходите на пять минут, на десять...
Театр у вас дома
Кроме того, что вы устроите малышу настоящий праздник, вы еще сделаете очень полезный подарок, если принесете однажды домой 2 - 3 куклы-рукавички (театральные куклы). Когда такая кукла надевается на руку, она самым натуральным образом оживает. Ожившая кукла вызовет бурю восторгов у ребенка и заинтригует его, и растревожит воображение. Согласитесь, всякая кукла - это не просто лоскуты тряпок и солома. В каждой кукле есть что-то мистическое. Тем более в "ожившей". Вероятно, это отношение человека к кукле уходит корнями в глубокую древность, когда некоторые куклы представляли богов и отождествлялись с грозными силами природы.
Посещение театра
Не забывайте о том, что существуют детские театры (ТЮЗ) или детские спектакли в театрах, (например в театре оперы и балета). Четырех или пятилетний ребенок уже вполне может посещать театр. Во-первых, посещение театра очень раздвинет рамки кругозора малыша; во-вторых, ощутимо разовьется интеллект; и в-третьих, что тоже очень важно, вы приобщите своего ребенка к культуре посещения театра.
Цирк
Есть ли смысл говорить, что всякому ребенку очень нравится цирк и посещение цирковых программ идет ему на пользу! Может, только следует посоветовать не стремиться взять для себя и четырехлетнего ребенка места непременно в первом ряду. Потому что ребенок может испугаться даже того же клоуна, который кричит слишком громко (надо же, чтобы слышали и в последних рядах!) Покупайте билеты на десятый ряд и далее.
Старые диафильмы еще пригодятся
С появлением телевидения, с широким распространением видеотехники, с огромным выбором видео-продукции как бы отошли на задний план диафильмы с фильмоскопом. Но это только на первый взгляд. Опыт показывает, что дети, вволю насмотревшись мультиков по телевизору, по "видику", с не меньшим интересом, чем детишки пятидесятых годов, смотрят диафильмы. Чем же их так подкупают выцветшие, иной раз сильно поцарапанные, но бережно сохраненные диафильмы пап и мам?.. Конечно же, содержанием. Но не только. Очень важно участие в просмотре мамы или папы. Мультфильм по "видику" ребенок может посмотреть и один. А вот в сказочный мир диафильма малыша вводит мама (а чаще папа). Этот контакт очень важен и очень повышает авторитет родителя; обаяние диафильма проецируется на того, кто его показывает, кто читает текст.
Пластилин и глина
Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребенку только тогда, когда он пойдет в школу. Однако, обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки лепит из сырого песка. Этим делом он может заниматься часами. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин.
Также полезна и увлекательна может быть лепка из глины. Например, вы выехали на берег реки или озера, нагулялись, накупались, вам надо заполнить чем-то свой досуг. Найдите с ребенком глину на берегу, как следует ее разомните и лепите фигурки. Эти фигурки можно высушить на солнце, можно затем обжечь дома в духовке и раскрасить масляными красками или лаками. Не удивляйтесь, если такая игрушка, сделанная собственными руками, станет у малыша одной из любимых. Кроме того, вы посвятите его в таинство - к таинство рождения игрушки. Помните: что для вас обычно, вашему ребенку вполне может представиться волшебством.
Коллекционирование
Как известно, коллекционировать можно не только марки, монеты, фантики от конфет или спичечные этикетки. Коллекционировать можно также открытки, машинки, оригинальные игрушки из киндер-сюрприза, гербарии, пластинки со сказками; можно составлять даже редкие необычные коллекции - у кого на что хватает фантазии, и кто какую склонность имеет.
Подвижные игры
С большой пользой для физического развития ребенка вы можете провести время на свежем воздухе, затеяв какую-нибудь подвижную игру. Например, с мячом или в "догонялки", в "прятки"... Вспомните свое детство; какие разнообразные у вас были игры. Научите этим играм своего ребенка и его друзей. Вы, быть может, считаете, что эти игры придуманы кем-то из ваших родителей или близких? И ошибаетесь. Этим играм, возможно, не одна сотня дел, и в них играли многие поколения ваших предков.
Развитие музыкального слуха
Музыка и танец - вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хорошие музыкальный слух и чувство ритма. Конечно, неплохо, когда ребенок, достигнув определенного возраста, начинает заниматься музыкой систематически и организованно (посещает музыкальную школу), когда начинает осваивать один-два музыкальных инструмента, когда поет в детском хоре и постоянно общается с детьми, обучающимися музыке. Но не во всех семьях музыкальное образование поставлено на такую широкую ногу. Ведь это сопряжено с определенной нагрузкой - не только для ребенка, но и для родителей. Чтобы развить неплохой музыкальный слух и чувство ритма, может быть, достаточно и регулярных занятий дома. У вас есть магнитофон, есть желание, у вас, у мамы, хорошая фигура - потанцуйте со своим ребенком. Это и вам будет полезно.
Круг друзей ребенка
Подумайте над тем, как обеспечить своего малыша подходящим обществом. Быть может, у вас есть подруга, которая живет неподалеку и воспитывает такого же малыша, а может, вы очень дружите с соседкой и у нее есть ребенок, подходящий вашему ребенку для игр. Всегда можно договориться, тем более, что подруга или соседка испытывают аналогичные трудности. Можно пригласить знакомого ребенка к вам, а в другой раз отпустить вашего ребенка в гости. Некоторые мамы, имеющие много подруг с детьми, регулярно устраивают такой детский сад на дому. Другие мамы это только приветствуют, поскольку у них освобождается дополнительное время для работы по хозяйству, для похода в магазин.
Дети быстрее и гармоничнее развиваются, общаясь друг с другом. Они учатся азам сложной науки человеческих взаимоотношений. Согласитесь, получить свое и не обидеть другого, сделать желаемое и не помешать другому - довольно тонкое искусство. Дети, собравшись вместе, учатся держаться в обществе: настаивать или, наоборот, уступать; найти в себе потенциал стать лидером или подчиниться; уметь заинтересовать других, чему-то научить или научиться и т.д.
Смена игр
Когда подбирается компания детей и вы приглядываете за этой компанией, постарайтесь сделать так, чтобы игры у детей чередовались. Игры ведь бывают разные: подвижные (с бегом и прыжками) или тихие и сосредоточенные. Иными слонами: есть игры "для ног", а есть - "для интеллекта". Развивать надо и то, и другое. Ведь в жизни правильно поступает тот человек, кто в течение дня чередует разные виды деятельности: например, пару часов посидел за компьютером, потом часик поработал на огороде; прослушал двухчасовую лекцию, затем поиграл на спортплощадке в волейбол и т. д.
Смена игр - это как разрядка для ребенка. Психика малыша слишком слабая для того, к примеру, чтобы весь день, не поднимаясь, складывать мозаику. |