На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Воспитание
Няни, гувернантки
Стоит ли наказывать, и как...
Трудный ребенок
Второй ребенок в семье
Взаимоотношения в семье
Чему мы учимся у детей?
Животные в семье
До года...
От 1 до 3 лет
Свыше 3 лет
Школьников
Сексуальное воспитание
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Воспитание :: Школьников

Комплекс отличника25 Апреля, 2005, 10:37

...Говоря о комплексе отличника как таковом, прежде всего будем иметь в виду, что отличники бывают разные.

Можно сказать, что грубо школьные отличники делятся на две категории: "карьеристы" и "мамины радости".
Первые - это "отличники для себя". И потому вначале они хорошо учатся, потому что им самим достаточно интересно учиться, а начиная со средней школы и старше - "чтобы кроме знаний заработать еще и медаль или иные преимущества в последующем продвижении по социальной лестнице".
Но "карьеристы" - это еще, так сказать, наименее "страдающая" часть круглых отличников (с учетом того, что встречаются они все же достаточно редко: "карьеристы" к старшим классам чаще становятся устойчивыми хорошистами). И главное - как правило, они добиваются отличных оценок по своей воле и по известной им мотивации, потому им в чем-то гораздо проще.

А вот вторая часть - условно называемая "мамины радости" - встречается куда чаще, и получает нередко от своей отличной учебы больше проблем, чем привилегий.

Такие дети становятся отличниками потому, "что так хочет мама" (или какой-то иной значимый взрослый с психологической  функцией Родителя). Эти родители (чаще, конечно, матери, ибо "принято, чтобы ребенком занималась женщина") придерживаются следующей "логики": "Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, а если мне больше выделиться нечем, я выделюсь как мать, что для женщины с ребенком самое приемлемое. А выделиться как мать лучше всего я могу, если мой ребенок станет отличником".
Мама думает о том, что ее (именно ее, а не ее ребенка) будут хвалить на всех собраниях и проводить в пример всем остальным родителям - как-то забывая о том, что учится-то ребенок, а не мама! Но у нас как-то принято, что оценки ребенка - это, мол, заслуга прежде всего родителей (хотя так далеко не всегда), и если ребенок учится плохо - родители "плохие", а если хорошо и тем более отлично - значит, родители "молодцы", и в первую очередь, конечно, мама. Поэтому с раннего школьного возраста ребенку как бы ставится условие: "Мама будет тебя любить только в том случае, если ты будешь отлично учиться". И в результате любая "не отличная" оценка (пусть даже хорошая, не говоря уже о более низкой) для такого ребенка - сильнейший стресс.

Увы, таким родителям словно неизвестно, что довольно часто (особенно в детском возрасте)  "успех кормит успех" - хваля ребенка за малейшие достижения, легче добиться того, что он будет все успешнее, устойчивее и адаптированнее.… Но с другой стороны - это ведь РЕБЕНОК будет; а надо ли такой маме, чтобы ребенок чего-то достигал БЕЗ НЕЕ? Как же она потеряет свой имидж "мамы отличника"? Многие такие мамы "не отпускают ребенка от своей юбки" долгие годы, когда он уже и школу кончил (с медалью), и институт (с красным дипломом), и защитил кандидатскую-докторскую.
И конечно, когда "отличник-мамина радость" изо всех сил "идет на медаль, красный диплом, защиту диссертации и т.п.", никто не считается с тем, нужна ли самому ребенку эта медаль, нужен ли ему красный диплом (особенно по той специальности, которую наверняка избрала ему мама, папа и т.п.); нужны ли ему эти диссертации… Но может быть, невольно в доме создается ситуация, чтобы все это было нужно и ребенку: иначе он "не получит нужной ему любви", пусть хотя бы формально. То есть он своей отличной учебой зарабатывает расположение мамы, в детском возрасте ему априори необходимое, и со временем попадает от этого в зависимость.
Причем при таком давлении у ребенка наверняка потенцируется выраженная психастения, и он сам уже будет бояться "хоть на шаг отойти от мамы". Мама превратится вообще в его "контролера за спиной" - и он действительно будет с ней советоваться, какие украшения или галстук надеть сегодня на защиту собственной диссертации :)

… Таким образом, говорить именно о "комплексе отличника", или о "синдроме отличника", можно в том случае, когда стремление к отличным оценкам как-то человеку в жизни мешает. Строго говоря, человек с "комплексом отличника" живет не для себя, а для своего оценщика, который вроде как должен (или хотя бы обещает) поставить ему вожделенную "пятерку". Если уж говорить об учебе - то подчас такие отличники, которые как раз относятся к "маминым радостям", адаптируются в школе именно посредством отличной учебы: при всей их "сомнительности" им нет нужды придумывать еще какие-то заранее заготовленные модусы поведения, им пока все ясно: получай везде пятерки - и угодишь родителям и учителям.
Здесь непременно должен добавить, что у таких личностей должна быть еще непременно и истероидность: в этом случае они становятся зависимыми именно от похвалы, от поглаживаний, от одобрений. Можно вообще сказать, что без выраженной истероидности комплекса отличника у психастеника не будет.

Так вот, когда такой отличник, для которого его пятерки - это заранее заготовленный модус жизни ("как делать так, чтобы меня не ругали"), выходит из стен учебного заведения с тем же дипломом - больше ему оценки ставить по сути некому. Точнее, не так: фактически больше у него нет БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО настроенных оценщиков, которые сами заинтересованы поставить ему оценку "отлично". 

  • Ведь когда во время экзамена на столе лежит экзаменационная ведомость, кто из двоих более заинтересован в том, чтобы в ней стояла оценка как можно выше - экзаменуемый или экзаменатор? Чаще всего - экзаменатор, ибо от этой ведомости так или иначе зависит его зарплата или еще какие-нибудь социальные блага. И даже не вдаваясь в материальные подробности - по логике вещей он прежде всего ставит оценку СЕБЕ: "вот как Я хорошо его научил."

А когда молодой специалист от преподавателей приходит к работодателям - он сталкивается с тем, что тут как раз все наоборот. Что в социуме, построенном по принципу иной иерархии, работодатель чаще всего совсем не заинтересован оценивать подчиненного повыше. Ведь всем известно, что "я начальник - ты дурак"; а вот "я начальник, ты умный" звучит даже где-то оскорбительно для начальника :) И подчас работодатель, подспудно стараясь остаться все-таки на более высокой позиции, чем подчиненный (особенно если самому работодателю его фактическая позиция не дает ощущения иерархического превосходства, и он пытается добрать это за счет унижения подчиненных), заинтересован ЗАНИЗИТЬ оценку своему работнику. И даже за отличную работу не поставить отлично, условно говоря. Таким образом для человека, зависящего от оценок, причем только от оценок отличных, подобное становится шоком. И он частенько решает, что "это он сам, оказывается, такой глупый и ничего не знает"…
Вообще человек с комплексом отличника любое замечание в свой адрес, особенно с его позиции неаргументированное, воспринимает болезненно. Ему хочется отойти подальше, свернуться в комочек и больше ничего не делать… Иными словами, в качестве защитной реакции подчас возникает апатия - как одна из составляющих депрессии, а там уже и сама депрессия недалека.
Кстати, тут тоже важно, что превалирует - психастения или истероидность. Ибо комплекс отличника чаще возникает опять-таки у тех, у кого демонстративность больше "сомневаемости", и подчас намного.

Если говорить в общем, то основная проблема комплекса отличника - люди с таким комплексом "НЕ УМЕЮТ ПАДАТЬ". 

  • Как-то на горнолыжном курорте инструктор собрал группу новичков на первое занятие и сказал: "Сегодня мы с вами будем учиться… падать". А на их разочарованные возгласы ответил, что тот, кто не умет падать, не может выйти на трассу. Ибо как только он упадет (а упадет закономерно, потому что нет опыта) - его падение может стать последним. А если падать научиться заранее, то когда упадешь - тогда же и встанешь без лишних повреждений, отряхнешься и поедешь далее…

Вот примерно с такой проблемой "неумения падать в плане оценок" сталкиваются "комплексующие отличники": они ни в какой области жизни не умеют получать двоек, троек, четверок… Любая оценка "не пятерка" расценивается как провал, поражение. При этом чем выше истероидность у такой личности, тем более бурной и выраженной должна быть эта "отличная оценка": тихая похвала может быть и не замечена.
То есть человек с данным комплексом часто бывает уверен, что "получает от судьбы одни подзатыльники". А "подзатыльник" для него - любая "не пятерка". Мы еще в разговоре о социофобиях упоминали, что по сути социофобия - это гипертрофированный комплекс отличника.

…Данный комплекс еще опасен тем, что подверженный ему  человек - как в учебном заведении, так и в жизни вообще - порой не желает знать ничего "сверх программы", если это не одобряет и не пропагандирует "оценщик". Возникает некий ограниченный кругозор, некие шоры, выйти за рамки которых нет мотивации. Особенно если оценщик за это не только не похвалит, но еще и отругает: мол, "что ты забиваешь себе голову всякой ерундой, которой нету в учебнике?" Шутки шутками, а такие учителя бывают иногда. Что уж говорить об остальных "потенциальных оценщиках" - родителях, работодателях, партнерах по браку и личной жизни?… Вот и выходит, что нередко человека с комплексом отличника сажают в рамки, выгодные оценщику. И подозревают или знают точно, что он в силу своих особенностей за эти рамки не полезет.

И в любом случае "судьбообразующим компонентом" становится отличная оценка, похвала, поглаживание. Вокруг этого строится весь остальной модус жизни. Человек на самом деле либо вообще ничего не делает, находясь в апатии (чтобы случайно не ошибиться и не нарваться на неприятности), либо делает что-то исключительно в расчете на актуального оценщика, чтобы он поставил "отлично". Подчас даже унижаясь перед ним или как минимум терпя какие-то личные неудобства. 

  • Например, женщина с комплексом отличника считает себя обязанной встать в 6 утра, чтобы сварить мужу на завтрак яйцо всмятку. Потому что ей необходимо "быть хорошей женой и главное, получать за это высокие оценки извне". А если муж сам сварит себе это яйцо, чтобы супруга могла поспать подольше, то данная женщина будет обижена, огорчена, расстроена: потому что с ее закомплексованной точки зрения "он поставил ей двойку, поскольку отверг ее помощь; значит, эта помощь ему в тягость, не нужна" и т.п.. Вот пример, как благие намерения мужа - дать жене отдохнуть - могут вызвать у нее резко отрицательную реакцию и в свою очередь поставят в тупик мужа: он-то хотел как лучше…

Одна из участниц Мастер-класса пишет: "На мой взгляд, комплекс отличника - невозможность для себя жить без "отличной" оценки, так как "отлично" - это "нормально". А постоянное ощущение экзаменуемого - по-моему, уже другой комплекс."
В общем верно. Но теперь давайте разберемся в частностях и деталях.
Если есть постоянное ощущение экзаменуемого и это ощущение само по себе человека ТЯГОТИТ - это действительно другой комплекс: к примеру, застенчивость.
А вот при комплексе отличника человек СТРЕМИТСЯ оказаться в ситуации экзаменуемого. Его, если хотите, тяготит отсутствие такой ситуации!

Тут важно, что закомплексованный отличник никоим образом не САМ СЕБЕ ставит оценки: ему для этого нужен именно оценщик, экзаменатор, который будет его оценивать! И потому человек с данным комплексом невольно лезет и лезет во всякие "оценивающие ситуации", создает их вокруг себя и даже может оказаться в зависимости от их наличия. Причем заметьте, что тут оценка больше используется в смысле "оценка школьная, которую ставит учитель ученику".

Конечно, обычные школьные пятерки далеко не всегда признак комплекса отличника - о чем говорится в самом начале данного материала. Ведь если эти пятерки добываются в рамках какой-то собственной логики и ради какой-то личной реальной пользы - одно дело. Если они получаются пОходя - тоже нет проблем :) Но если пятерки становятся самоцелью, и все, что не пятерка, то трагедия - тогда сложнее. Ведь еще проблема "закомплексованного отличника" и в учебе и в жизни - у него подчас в областях, пораженных этим комплексом, не работает логика, просто не подключается: его зависимость от отличных оценок эмоциональна, сиречь опять находится в области бессознательного. Да, он может вызубрить несколько правил логики "для жизни", если этого в частности потребует какой-то внешний оценщик, но осознанно ПРИМЕНЯТЬ их для себя скорее всего не сможет. И даже если сможет, они не будут никогда определяющими: первой и основной системой бытия будет зависимость от оценок.
Вот почему на подобных отличников никогда не подействует в общем-то логичная шутка про то, что "лучше закончить ВУЗ с красным лицом и синим дипломом, чем наоборот" :)

Так что говоря о комплексе отличника, в первую очередь приходится говорить о комплексе жизненного ориентирования на оценку, на похвалу - чтоб всегда был оценщик, который похвалит. Причем обратите внимание: не восхитится (как чем-то его самого, оценщика, превосходящим), не поаплодирует (как чаще всего равный равному) - именно ПОХВАЛИТ с позиции СВЕРХУ ВНИЗ. То есть еще одна существенная проблема комплекса отличника - подверженной такому комплексу личности нужен не просто оценщик, но еще и оценщик-Родитель, который бы оценивал его именно с позиции вышестоящего. Почему, видимо, этот комплекс и сохранил такое "школьное" название: имеющий его постоянно находится "в положении подчиненного, а то и униженного ученика" и стремится в этом положении находиться как можно дольше. Этот комплекс таким образом тормозит и карьерный, и социальный, и какой-либо еще рост личности. В общем так или иначе, "отличники в учебе", практически никогда не бывают "отличниками и даже хорошистами в жизни".

Однако должен отметить, что комплекс отличника - это вовсе не пожизненный приговор, как, к сожалению, нередко думают многие. И даже если он сформировался в результате каких-то воздействий родителей, решавших таким образом и свои какие-то проблемы и задачи - тоже не фатально. Да, детские переживания и впечатления имеют большое значение в формировании модуса жизни, но никак не определяющее - по этому поводу уже приходилось вести подробный разговор . И родительские ошибки в воспитании, уж коли вы считаете. что они имели место - тоже не повод вечно зацикливаться на "последствиях этих ошибок", собирая с этого уже свои "купоны".
То бишь если вам лично вот такая "зависимость от потребности в оценках, от постоянных оценочных ситуаций" мешает, если лично вам такое положение дел действительно некомфортно и невыгодно - от всего этого вполне можно избавиться. В иных случаях человеку элементарно не хватает информации о том, откуда сей комплекс берется, из чего составляется и т.п. И тогда ему для решения проблемы вполне может хватить этой или подобной статьи. Ну а если случилось так, что данный комплекс уже засел очень глубоко в области бессознательного, и вам уже сложно разобраться самостоятельно, откуда он берется и как его из вашей жизни убрать - этот вопрос уже для обсуждения и работы в кабинете психотерапевта-психоаналитика.

Источник: http://www.naritsyn.ru, Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт, психоаналитик,


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua