На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Воспитание
Няни, гувернантки
Стоит ли наказывать, и как...
Трудный ребенок
Второй ребенок в семье
Взаимоотношения в семье
Чему мы учимся у детей?
Животные в семье
До года...
От 1 до 3 лет
Свыше 3 лет
Школьников
Сексуальное воспитание
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Воспитание :: Сексуальное воспитание

Особенности полового самосознания старшеклассниц и склонность к депрессии2 Февраля, 2006, 21:24

Проблема взаимосвязи основных характеристик полового самосознания - полоролевых качеств с особенностями психологического здоровья личности несёт в себе актуальность для современных исследований клинической психологии.  Современные исследования в клинической психологии показывают, что нарушение половой идентичности является тонким индикатором нарушений, как психологического здоровья, так и социальной адаптации.

Специфика эмоциональных расстройств имеет корреляции с биологическим полом индивидуума и чаще выявляется у женщин (Е.П. Ильин 2002; Аngold 1991, И.В. Грошев 2001). Существует определённая специфика протекания депрессии соответственно возрастным особенностям. У мальчиков-подростков и юношей депрессия сопровождается срывами, а у девочек и девушек – анорексией и булимией. Переживание школьниками депрессии средней и тяжёлой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков, причём наибольшая депрессивность у школьниц наблюдается начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Проблематику эмоциональных нарушений исследователи рассматривают также в связи с особенностями психологического пола (спецификой полового самосознания). 

В настоящее время существуют различные модели половой идентичности, объясняющие вклад этой структуры в психическое здоровье.

Ранние исследователи психологии пола отдавали предпочтениям биполярной модели маскулинности/фемининности, в которой выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных для женщин - отражает наибольшую психологическую адаптированность. В 80 годах был сделан вывод о том, что существует сильная положительная связь между маскулинными качествами и психическим здоровьем (R.E. Ingram 1988). В начале 70-х годов биполярная модель была пересмотрена в концепции андрогинии S.Bem. Было предположено, что индивид, обладающий андрогинными качествами более гибок в пределах полоролевого поведения.

Таким образом, кроме биологических детерминант пола, выделяются психологические особенности полового самосознания (маскулинные, фемининные, андрогинные качества),  неодинаково влияющие на эмоциональные нарушения.

Мы предположили, что  склонность девушек к депрессии связана не только с биологическими характеристиками пола, но и с особенностями полового самосознания.

Предметом настоящего исследования  выступила основная составляющая полового самосознания - полоролевая идентичность девушек. Объект исследования: 52 испытуемых женского пола (средний возраст 16,5 лет), которые являлись ученицами 11-х классов общеобразовательной школы № 15 г. Электросталь.

В ходе исследования особенностей полового самосознания испытуемые разделились на 3 группы на основе доминирующего типа полоролевой идентичности: 1) группа с доминированием андрогинных качеств в половом самосознании (21 человек); 2) группа с доминированием маскулинных качеств (10 человек); 3) группа с доминированием фемининных качеств в структуре полового самосознания (21 человек).

Методы: Методика «МиФ» (маскулиность и фемининность)(Bem S., 1974; Бессонова Т.Л., 1994; Дворянчиков Н.В., Герасимов А.В., Ткаченко А.А., 1997); Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова (Жмуров В.А., 1994).

Результаты: Группа девушек с фемининным типом полоролевой идентичности не обнаруживает признаков депрессии, группа с андрогинным типом полоролевой идентичности показывает минимальную степень выраженности депрессии, группа маскулинного типа выявляет лёгкую депрессивность. По полученным результатам можно заключить, что нарастание депрессивности у девушек-старшеклассниц идет с увеличением маскулинных качеств в структуре полового самосознания.

Полученные данные не согласуются с устоявшимися взглядами зарубежных исследователей, считавшими высокую маскулинность залогом психического здоровья как у мужчин, так и у женщин. При этом результаты скорее соотносятся с ранними исследованиями психологии пола в рамках биполярной модели маскулинности/фемининности, в соответствии с которой выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных для женщин - отражает наибольшую психологическую адаптированность.

Обсуждая полученные данные, следует также учитывать актуальную ситуацию старшеклассниц, которая определяется средовыми (социальными) требованиями к положению учащейся выпускного класса. Учебная деятельность учениц старших классов сопровождается большой психической напряжённостью, что согласуется с данными А.Н. Горшковой (1999), которая отмечает, что к концу учебного периода в школе состояние у девочек значительно хуже, чем у мальчиков.

Специфика указанной ситуации требует от учащейся проявления самостоятельности в выборе дальнейшего жизненного  и профессионального пути, повышенной самостоятельности, активности, решительности, уверенности и настойчивости (т.е. маскулинных качеств). Девушки-старшеклассницы вынуждены соответствовать предъявляемым им социальным требованиям, и наращивают маскулинные качества, пытаясь обрести социально желаемый образец успешного поведения.  Полностью не оформившиеся паттерны полоролевого поведения в социуме и сигналы, исходящие из психофизиологических особенностей пола, создают у старшеклассниц чувство эмоционального дискомфорта, проявляющегося в повышенной склонности к депрессивным проявлениям.  

Источник: http://www.sexroles.ru; авторы: С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков, Л.П. Копылова, Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. М.А. Шолохова.


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua