Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, сексуальной, гендерной, телесной и других идентичностей. Вместе с тем, это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное психосексуальное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания, не только биологический, но и социальный процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.
Отсюда произросла психологическая парадигма опереться на внутренний мир женщины, отыскать в ее биолого-психофизиологических резервах скрытые психологические конструкты, исходящие от ребенка, которого она вынашивает, и способствующие ее самоидентификации. Психологическая работа с беременными женщинами должна строиться на раскрытии эмоциональных, психических, характерологических, установочных черт образного механизма регуляции становления Я-матери, соотнесенного с образом чувственного перживания своего "Супер-Я", созревающего в чреве.
Психологическая помощь беременным женщинам может быть направлена на актуализацию и осознание ими радости материнства, собственной женственности, которые согласуются с более широкими представлениями о своей личности, нахождением способов ее проявления в контактах с внешней средой, а также свободным выбором и принятием ответственности за их реализацию. С психологической точки зрения работа в период беременности должна быть сфокусирована на следующих моментах:
– ознакомление с физиологическими аспектами протекания беременности и связанными с ними изменениями в данный период;
– предоставление будущей матери информации о возможных эмоциональных и поведенческих особенностях, характерных для женщин, в период вынашивания ребенка;
– прояснение актуальных желаний и ожиданий в отношении своей жизни и жизни будущего ребенка (построение прогнозного сценария всеми членами семьи в предожидании ребенка – важный аспект психотерапевтической работы; плюс анализ отношения к будущему ребенку через работу с ожиданиями в отношении пола );
– рассмотрение ситуаций, складывающихся при взаимодействии с близкими значимыми людьми (обязательна проработка диадических отношений "Я и моя мама" как материл для построения собственного жизненного сценария и "Я и отец будущего ребенка");
– помощь в осознании своих чувств и внутриличностных конфликтов (возвращение к состоянию Я-ребенок как источнику материнской интуиции; научение заботе о себе);
– работа с фобиями (собираем "коллекцию материнских страшилок");
– телесно и личностно-направленное проигрывание ситуаций собственных родов и родов своего ребенка (психокоррекционная работа с ложными установками, диагностика психологического протекания беременности);
– отрабатывание умения принимать решения (написание открытого письма акушеру-гинекологу с вербализацией ожиданий в отношении медикаментозного ведения родов, присутствия отца будущего ребенка, первых минут общения с малышом, грудного вскармливания и т. п.);
– соотнесение своего материнского начала с представлениями и знаниями о себе, своей личности, принимаемыми социальными ролями, имиджем для последующей ассимиляции этих представлений в результаты предыдущего опыта (психокоррекционная работа по преобразованию статуса "женщина-дочь" в статус – "женщина-мать");
– нахождение творческих способов адаптации к состоянию беременности и принятие ответственности за их реализацию (психологическими составляющими творческого развития содержательной стороны Я являются саморефлексия, духовность, социальная зрелость потребностей).
Как показывает опыт, для успешного ведения беременности требуется не только медицинское обследование, но в равной мере – психологическое, с ведением психологической карты развития Я женщины в период беременности, которая будет передаваться в родильное отделение вместе с медицинской картой. В результате исследований мы составили характерологический портрет полноценно функционирующей женщины, зрелой матери, включающий следующие необходимые и достаточные черты: открытость опыту (включающую в себя телесную, эмоциональную и интуитивную рефлексию, внутренний опыт переживаний), бытие "здесь и теперь" (умение оценить настоящий момент), ответственную свободу (чувство свободной воли и контроля над жизнью), саморефлексию; творческую адаптивность, осознание собственной индивидуальности (уникальности существования, умение быть самой собой), социальную интегрированность, духовность.
Психологическая работа должна прицельно охватывать социум, семью, сому, биографию, наследуемые признаки, определяющие формирование требуемого, развивающего и созидающего Я будущей матери. При проведении психокоррекционной работы, необходимо опираться на психолого-акмеологические резервы, способствующие продуктивному развитию Я беременной женщины (природные задатки и наработанные самой женщиной способности; потенции, присущие родовой основе, и опыт индивидуального развития конкретной женщины).
Методически эта работа может строится на следующих приемах: экспрессивное изображение в танце, терапия тенью, ведение пиктографического дневника (зарисовывание эмоциональных переживаний), направляемое воображение, работа со снами, другие формы фантазирования, концентрации, медитации и работы с полярностями. Создание телефонной службы доверия для беременных позволило бы разрешить достаточно большое число психологических вопросов, возникающих у будущих матерей на этапе принятия решения сохранения беременности и в случаях осложнений течения беременности.
Сегодня оптимизация сохранения репродуктивного здоровья нации россиян должна сводиться к эколого-психологической поддержке каждой женщины, желающей стать матерью. Психотерапевтическая работа может проводиться с будущей матерью в двух следующих направлениях: трансперсональная направленность на рождение полноценного ребенка и личностно-ориентированная поддержка беременной женщины. Необходима целостная психологическая технология, позволяющая адекватно отражать систему преобразования Я конкретной беременной женщины, через мониторинговый контроль (диагностика, оценка и прогнозирование) трансформации ее характерологических особенностей и социально-психологических установок, что, в свою очередь, обеспечивает рождение полноценного ребенка, а следовательно способствует сохранению здоровья нации.
По материалам: http://www.rusmedserv.com , Боровикова Н. В., Посохова С. Т. |