Конечно, брак – это хорошо. С традициями мало кто спорит. И все же, если взвесить все "за" и "против", можно обнаружить веские причины воздержаться от общепринятого.
Великие спорят:
Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное. Мориак.
Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Карл Маркс.
Я не знал, что такое счастье, пока не женился. Но было уже поздно. Макс Кауфманн.
Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь. Франсуаза Саган.
Безбрачие создано распущенностью. Оба пола избегают союза, который должен сделать их лучшими, и пребывают в союзе, который делает их худшими. Монтескье.
Понятие "гражданский брак" появилось давно – в те времена, когда обязательными были и регистрация в государственных органах, и венчание в храме (чаще всего это происходило в один день: молодожены шли сначала в мэрию, потом – в церковь). Государственная регистрация (она и называлась гражданским браком) без благословения батюшки была редкой и осуждалась общественностью. А венчание без соответствующей записи в органах ЗАГС в наши дни невозможно так же, как и в те времена.
Конечно, брак – это хорошо. С традициями мало кто спорит. И все же, если взвесить все "за" и "против", можно обнаружить веские причины воздержаться от общепринятого.
Иногда нежелающие вступать в брак вовсе не отказываются от создания семьи. Но именно такая семья вызывает удивление и непонимание. Живут вместе двое. Год, другой, третий… Вопрос родственников и друзей "когда распишетесь?" становится таким же привычным, как вопрос о здоровье или погоде. И так же не хочется на него отвечать.
Имея некоторый стаж того, что называется некрасивым словом "сожительство", часто спрашиваю себя: что же мешает нам официально объединиться в "ячейку общества"?
Не затянувшаяся попытка привлечь к себе внимание – это точно. И не стремление бросить вызов якобы умирающему институту брака (умирать он, видимо, будет еще не одно столетие). Хочется думать, что вместе держит не пресловутый штамп в паспорте, а взаимные обязательства, идущие изнутри, от попытки быть нужным. Кроме того, страшно забыть ощущение "жениховства": мы не принадлежим друг другу, как собственность. Отсюда и бережность, боязнь задеть случайно… Часто бывает: пока жених и невеста – цветочки, поцелуйчики, "мой миленький", "моя заюшка"… Куда все это исчезает с появление нашлепки синего цвета в паспорте? С маршем Мендельсона будто заклинивает какой-то важный механизм, позволяющий видеть в любимом самого лучшего на свете человека. "Досемейные" достоинства становятся привычными, а часть из них вообще оборачивается недостатками. И возникает новое отношение к спутнику жизни – как к мебели. Можно и пнуть иногда, если мешает.
Для сегодняшнего закона разницы нет – расписаны вы или свободны. Правда, если вы не женаты, регистрация ребенка происходит несколько дольше и хлопотнее, потому что требует присутствия обоих родителей. В заявлении об установлении отцовства пишет своей рукой папа – о том, что это действительно его ребенок, потом мама с ним соглашается (тоже письменно). После этого родители вместе выбирают фамилию и отчество малыша. Такая семья "дееспособна" в глаза закона – в случае чего супруги будут выступать с кляузами в суде, делить ребенка, пилить мебель и считать ложки точно так же, как это делают при получении свидетельства о разводе. Разница только в том, что "законный" развод обречен на судебное разбирательство, а для "гражданского" есть альтернатива – развалиться по-хорошему, без заявлений, повесток и свидетелей на суде.
Во все времена были убежденные противники узаконенных отношений. Среди них – известная танцовщица Айседора Дункан: "…Как может женщина вступить в брак с мужчиной, который, по ее мнению, настолько подл, что в случае размолвки не станет оказывать поддержку даже своим собственным детям? Если она считает, что он такой человек, зачем же ей выходить за него замуж? Я полагаю, что правда и взаимное доверие являются первыми принципами любви". Одаренная во всем, не исключая любви, родившая троих детей, Айседора вышла замуж только один раз – за Сергея Есенина. Это произошло в Советской России в 1922 году. "Одной из наилучших мер Советского правительства, - писала она, - была отмена брака. Там двое людей расписываются в книге, а под подписью напечатано: "Эта подпись не возлагает никакой ответственности ни на одну из сторон и может быть аннулирована по желанию каждой из них". Такой брак является единственным соглашением, на которое может пойти всякая свободолюбивая женщина, и единственной формой брака, под которой я когда-либо поставила бы свою подпись".
Раздумывая, играть свадьбу или нет, не стоит забывать слова французского моралиста XVIII века Никола Себастьена Шамфора: "Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание: "Что из двух ни выберешь, все равно пожалеешь".
Источник: http://statya.ru/ |