Миф 1. Родители несут ответственность за то, чтобы их дети стали счастливыми, деятельными и полноценными взрослыми людьми
Неправда! Это не дело родителей. Вы не можете сделать из своих детей образцовых взрослых людей. Ваше дело - создать обстановку, в которой они смогут развивать свою личность и свой творческий потенциал. На практическом уровне вам в самом деле нужно оберегать их и заботиться об их здоровье; вам в самом деле нужно предоставить им возможность учиться и развивать свое мышление; вашим детям действительно нужны надежные "границы", в пределах которых они могли бы развиваться. Но вы не обязаны следить за тем, чтобы они имели "правильные" понятия или учились "правильным" вещам. У них есть своя голова на плечах, и они сами сделают выбор.
В самом широком смысле ваша задача как родителей заключается в том, чтобы помочь детям выжить, пока они не приобретут способность жить самостоятельно. Когда они достигают подросткового возраста, ваша задача меняется. Теперь она заключается в том, чтобы помочь им обрести независимость, принять ответственность за свою жизнь. Они же должны учиться принимать на себя эту ответственность. Для этого им не обязательно сидеть и обдумывать свое положение; дети интуитивно знают, что от них требуется. Поэтому так много конфликтов между родителями и подростками возникает вокруг вопроса о руководящей роли: родителям очень тяжело "отпустить поводья", особенно когда они видят, что дети совершают ошибки. С другой стороны, детям тяжело учиться, если у них нет возможности совершать ошибки.
Упражнение
Один из способов подхода к этой задаче - окинуть взглядом собственную жизнь. Подумайте о тех случаях, когда вы совершали ошибки, и о том, чему вы научились в результате. Как вы думаете, могли бы вы усвоить этот конкретный урок, если бы не совершили эту конкретную ошибку? Нашлись бы люди, давшие вам своевременный совет? Стали бы вы их слушать, а если нет, то почему? Можете ли вы вспомнить случаи, когда вы следовали советам родителей и впоследствии сожалели об этом
Миф 2. Родители должны любить своих детей
Проблема заключается в представлении о том, что родители должны любить своих детей; при этом подразумевается, что у них есть выбор. С моей точки зрения, все родители любят своих детей, так же как все дети любят своих родителей. Под любовью я понимаю ощущение такой глубокой связи и близости с другим человеком, что он становится частью нашего мира. Для родителей или детей это не вопрос выбора, а сама ситуация. Но если вы любите человека, это не обязательно означает, что он всегда нравится вам. В жизни бывают моменты, когда вам не нравится внешность или поведение детей. Ну и что из этого? Ваши родительские чувства не требуют того, чтобы дети всегда вызывали у вас восхищение. Дети - это люди, и, как у всех людей, у них есть приятные и неприятные черты. Не думайте, что если ребенок перестал вам нравиться, то вы перестали любить его. Полезно также понимать, что если он относится к вам с видимой неприязнью, то это не означает, что он перестал любить вас.
Миф 3. Родители всегда должны обладать властью над своими детьми.
Пора провести четкое различие между значением слов "власть" и "сила", поскольку они часто используются в одном контексте. В касселовском "Словаре нового английского языка" слово "сила" определяется как "способность поступать или действовать с определенным результатом;
духовное или физическое дарование либо потенциальная способность; крепость; мощь, энергия", а слово "власть" - как "ограничивающая, направляющая, контролирующая и регулирующая сила; авторитет; способность распоряжаться и командовать... " Это книга о силе - вашей "родительской силе". Сила является способностью совершать изменения.
Конечно, способность контролировать является частью могущества: трудно что-либо изменить, если мы чувствуем, что не обладаем властью над своим миром. Но миф о родительской власти подразумевает вашу способность заставить своего ребенка стать определенной личностью. Должно быть, вы уже заметили, что дети очень любят манипулировать чувствами взрослых людей: они себе на уме, и им нравится обладать властью над своим миром - точно так же, как и вам. Ощущение своей власти дает им чувство безопасности. Но дети находятся в затруднительном положении, поскольку они слабы физически, имеют мало денег, не обладают многими знаниями и умениями, менее влиятельны и имеют меньше связей, чем их родители. Поэтому для обретения власти они пользуются теми ресурсами, которые у них имеются, например своим знанием ваших слабостей. Вам может не нравиться то, как они это делают, но они просто пытаются выжить, как и все остальные. На самом деле вам нужно обладать властью не над ними, но над самими собой. Убедившись в том, что вы властны над собственным миром, ваши дети будут учиться властвовать над своим миром.
Именно этому им и нужно учиться, чтобы вступить в мир взрослых счастливыми и здоровыми людьми.
Миф 4. Воспитывая детей, следует удостовериться в том, что у них не будет дурных привычек
Мнения о том, чего большинство родителей хочет для своих детей, не слишком различны. Большинство хочет, чтобы их дети, став взрослыми, были счастливы и удачливы в жизни. Споры ведутся вокруг наилучших способов достижения этой цели. Бытует убеждение, что лучший способ научить детей правильно себя вести - наказывать их, когда они делают что-то неправильно. Существует много методов наказания: укоризненное покачивание головой, лишение сладостей, крики, отказ разговаривать с ребенком, побои и так далее. У вас, вероятно, имеется собственный "арсенал". Скорее всего вы уже заметили, что подобные методы не приносят больших успехов. Они могут работать лишь непродолжительное время, и вам приходится постоянно повторять их.
Упражнение
Вспомните прошедший месяц: какими методами вы руководствовались, чтобы добиться лучшего поведения от вашего подростка? Какие из них оказались действенными? Продолжаете ли вы пользоваться ими?
Люди испытывают побуждение к позитивным действиям, когда чувствуют, что их понимают, принимают и ценят. Использование "родительской силы" для того, чтобы понимать, принимать и ценить своих детей, будет гораздо более эффективным, чем ее применение с целью доминирования над детьми и превращения их в некие идеальные модели.
Миф 5. Знание о том, как быть хорошими родителями, приходит естественным образом
Ничего подобного! Возможно, так было в давние времена, когда общественное устройство было более простым и дети почти всегда следовали по стопам своих родителей, принимая их ценности и образ жизни. Тогда родителям было проще учить детей всему, что им следовало знать, так как можно было с определенной уверенностью предсказать, как сложится их жизнь. Теперь все изменилось.
Упражнение
Сравните ценности и образ жизни своих родителей с ценностями и образом жизни их родителей. Вы увидите, как сильно изменились обстоятельства. Будьте уверены в том, что они по-прежнему меняются.
Каждому из нас достаточно трудно предсказать, какие знания могут понадобиться нашим детям в будущем, не говоря уже о самом процессе обучения. Стыдно также, что в наше время, когда мы гораздо больше знаем о том, что заставляет "функционировать" человеческие существа, мы, однако, не используем эти знания в процессе обучения своих детей. Нет систематической обучающей программы методов хорошего родительского воспитания.
Представьте себе, что кто-то приходит к вам и говорит: "Я очень расстроен и чувствую себя виноватым. Я хочу быть пианистом, и у меня есть инструмент, но я не знаю, как на нем играть". Что вы ответите? Вероятно, вы скажете что-нибудь вроде: "Зачем же так расстраиваться? Вы не можете стать пианистом, пока не научитесь играть. Если вы овладеете нотной грамотой и будете регулярно заниматься, то сможете играть". Не нужно расстраиваться или чувствовать себя виноватым из-за того, что вы не можете автоматически справляться с трудными ситуациями, возникающими в отношениях между вами и детьми. Возможно, вы находитесь в том же положении, что и незадачливый музыкант. У вас есть дети, и вы надеетесь быть им хорошими родителями (или от вас ждут этого). Эта статья поможет вам усвоить некоторые навыки, с помощью которых вы сможете играть собственные мелодии. |