Самый естественный и простой способ закаливания - хождение босиком. Особенно полезно ходить босиком по мокрой траве (15-45 мин). После этого надо сразу же надеть сухую обувь и походить или побегать. Можно ходить по мокрым камням (3-15 мин). Для этого камни поливают водой, в которую добавлено немного уксуса. Лучшего действия, чем в обоих предыдущих случаях, можно достигнуть хождением по только что выпавшему снегу. Этот способ не должен применяться при сильном холодном ветре. Ходить по снегу нужно 2-3 мин, но ни в коем случае не стоять все это время.
Осенью можно ходить по траве, покрытой изморозью. Однако надо, чтобы тело при этом было согрето движениями или работой.
Можно ходить по холодной воде в обыкновенной ванне. Сначала погружают в нее ноги до лодыжек, затем до икр, и, наконец, до колен. Сперва это делают 1 мин, затем 2-3 мин. Чем холоднее вода, тем лучше. После такой «прогулки» надо подвигаться, зимой - в теплой комнате, летом - на воздухе, пока тело не согреется.
Чтобы закалить конечности, хорош такой способ. Ноги до или выше колен опускают в холодную воду на 1 минуту. Затем обуваются, обнажают руки до плеч и погружают их в холодную воду, тоже на 1 минуту. Можно делать это одновременно. Таковы советы Себастьяна Кнейппа. А теперь давайте посмотрим, «как» простуживаются наши дети. Несовершенство процессов регуляции ведет к тому, что под действием холода сосуды кожи и слизистых оболочек вначале суживаются, а затем резко расширяются, что приводит к чиханию и заложенности носа. Есть люди, которые начинают мерзнуть и дрожать даже при не очень холодной погоде и после этого у них возникает «простуда». Есть и другие, которые не дрожат и простуживаются именно из-за отсутствия физической и химической компенсации.
Исходя из сказанного, к закаливанию детей с такими типами реактивности следует подходить дифференцированно. У тех, которые быстро замерзают, - использовать постепенное снижение температуры воды, а у второй группы - контрастные температуры.
Ниже приводятся так называемые «классические» методики для закаливания ослабленных и часто болеющих детей.
Закаливание с постепенным снижением температуры воды
Влажные обтирания ног. Начальная температура воды для обтираний - 37°С, продолжительность процедуры 2-4 мин, каждые 1-2 дня температуру снижают на 1°. Конечная температура 28°С.
Обливание ног. Начальная температура воды для обливания 35°С. Снижать температуру на 1° каждые 1-2 дня, конечная температура - 26°С, после обливания провести сухое растирание.
Влажные обтирания. Проводятся при температуре воздуха не ниже 23-25°С. Начальная температура 35-37°С, снижать на 1° каждые 1-3 дня. Продолжительность обтирания каждой части тела 1,5-2 мин. После влажного проводится сухое обтирание. Конечная температура около 18°.
Общие обливания. Назначаются после проведения курса общих обтираний. Температура воды 30°С, конечная - 18°С. Снижать температуру на 1°С каждые 1-2 дня.
Душ. Начальная температура 35-37°С. Снижать температуру на 1° каждые 2-3 дня. Конечная температура 27-23°С. Продолжительность душа от 5-8до 2-3 мин. При снижении температуры ниже 25°С применять самомассаж губкой.
Общие ванны. Начальная температура воды 36-38°С, конечная - не ниже 30°С. Снижать температуру на 1° каждые 2-4 дня. Продолжительность ванны 12-6 мин, уменьшается по мере снижения температуры. Можно добавлять поваренную соль,
в количестве 20 мг/л.
Орошение носоглотки. Начальная температура воды для орошения 40°С, каждые 4 дня ее снижают на 1°, для полосканий 38°С. Продолжительность орошения 1-6 мин. Минимальная температура - около 15°С.
Кроме «классических» методик стало завоевывать популярность и так называемое «интенсивное» закаливание. К нему можно отнести советы Себастьяна Кнейппа, известную программу семьи Никитиных, «моржевание», системы Иванова и Толкачева. Остановимся на методике Б. С. Толкачева, адресованной в первую очередь детям, страдающим бронхиальной астмой. Это комплекс физических упражнений, массажа, дыхательной гимнастики и закаливающих процедур. Вот что он пишет: «Вода температуры 33°С ощущается человеком как безразличная, 23°С - как прохладная, 13°С - как холодная. Вода низкой температуры - отличный и незаменимый холодовой раздражитель». Толкачев рекомендует после ежедневных тренировок принимать душ комфортной температуры и кроме этого несколько раз в день проводить обливания или принимать ванну той самой «холодной» температуры, причем несколько раз в день. Традиционная медицина относится к подобным советам весьма настороженно, приводя свои веские доводы и считая, что такие способы можно использовать только у детей с «инертным» типом нервной системы. Однако методика используется как индивидуально, так и в дошкольных учреждениях, и мы приводим ее основные положения.
Дозированные холодовые нагрузки на свежем воздухе, основные принципы которого - положительный эмоциональный настрой, добровольность, систематичность. Обливание проводится из таза или ведра холодной водой (температура не выше 12°С). Вода одномоментно выливается на тело ребенка (по желанию ребенка можно вначале обливать лишь стопы).
Общеизвестно, что кратковременное (не более 3 мин) тренирующее воздействие невысоких (1-5°С) температур стимулирует согревание организма человека, т. е. выработку внутреннего тепла, а не охлаждение. Процедура одномоментного обливания низкотемпературной водой абсолютно безопасна, десятилетиями проводится во многих детских учреждениях и санаториях.
На поверхности стоп имеются рефлексогенные проекции всех органов нашего организма, и легкая стимуляция холодом нормализует функции жизненноважных систем, тем самым повышая защитные силы организма.
Не забывайте! Ваше спокойствие, уверенность - 50% успеха! Улыбайтесь и вдохновляйте малыша собственным примером!
Объясните ему полезность закаливания, убеждайте его, играйте с ним, поддержите в нем хорошее настроение!
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! - ни в коем случае не нагревайте воду! Иначе не произойдет тонизирующего воздействия на активные точки стоп и тела.
Закаливание дает удивительные результаты не только в плане профилактики простудных заболеваний, но нормализует психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает память и внимание, является прекрасным средством регуляции сердечнососудистой и эндокринной систем.
В случае заболевания не прекращайте закаливающих процедур! При необходимости вы можете хотя бы протирать стопы ребенка холодным полотенцем.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ - отсутствие закаливания даже в течение 5 дней сводит на нет все предыдущие усилия.
Еще раз подчеркиваем необходимость положительных эмоций ребенка на эту процедуру, а также непосредственное участие в ней сотрудников детского сада или родителей.
Если ребенок боится такой процедуры, есть другие варианты начала закаливания, где используется не принцип холодового удара, а принцип постепенности. Из таких процедур чаще всего используются контрастные ванны.
Контрастные ножные ванночки. Температура горячей воды - 42°С остается постоянной на протяжении всего курса лечения. Увеличение контрастности раздражителей достигается снижением температуры «холодной» воды. Начальная температура холодной воды 37°С, порядок снижения - на 1°С каждые два дня. Температуру можно снижать до 20°С. Продолжительность погружения в холодную воду - 1,5-2 мин, в горячую - 3 мин. Общая продолжительность процедуры 8-12 мин. Контрастные ножные ванночки с начальной разницей температур более 10°С назначают больным с нарушением тонуса сосудов полости носа в связи с длительным употреблением сосудосужающих капель.
Если после курса контрастных ножных ванночек предполагается перейти на закаливание с помощью прохладной воды, методика модифицируется следующим образом. Температуру холодной воды снижают до 30°С, как указано в основной методике, после чего одновременно снижают температуру горячей и холодной воды в указанном порядке.
Контрастные ванночки с постепенным повышением температуры можно делать в домашних условиях. Сосуд для погружения ног устанавливают в ванне и наполняют водой индифферентной температуры (35°С). Резиновый шланг присоединяют к водопроводному крану, второй конец его опускают в сосуд. Горячую воду подают из такого расчета, чтобы через 6-8 мин температура ее составила 42-44°С. Снижение температуры воды производится в обратном порядке. На протяжении курса лечения конечная температура ее может достигать 20°С. Эта методика напоминает ванны по Гауффе. Наряду с выраженным тренировочным эффектом, который достигается в связи с постепенным на протяжении курса снижением конечной температуры воды, постепенность снижения и возрастания температуры в течение каждой отдельной процедуры обеспечивает благоприятные условия для функции системы регуляции.
По указанной схеме можно применить и ручные ванны. Однако в этих случаях требуется помощь третьего лица, так как руки больного все время должны находиться в ванночке.
Под нашим наблюдением находилась группа детей (30 человек), страдающих респираторными аллергозами и часто болеющих. Они, в течение года, вместе с мамами обливались водой из естественного источника, температуры 8 - 10°С. На протяжении этого времени часть детей перестала болеть, у других же - приступы стали возникать гораздо реже и протекали легче. Кроме того, теперь они могут снимать приступы, обливаясь холодной водой.
Еще раз подчеркиваем, что подобные закаливающие процедуры должны проводиться в игровой форме, иметь положительную эмоциональную окраску, сопровождаться личным примером мамы и обязательно под контролем врача.
Мы хотели помочь вам разобраться в методах закаливания, которые используются в настоящее время. Надеемся, что в его необходимости мы вас убедили. А вот выбрать способ для своего ребенка вам предстоит самим, посоветовавшись со своим лечащим врачом, который сможет определить тип нервной системы вашего ребенка, подскажет какие-то методические моменты. Но запомните главное. Польза будет только от регулярно проводимого закаливания; «тренировка» должна быть без выходных и праздников, иначе организм забудет то, чему вы его учили. |